Сделать учебный процесс максимально продуктивным позволяет грамотная организация рабочего пространства. С этой целью правительством России были разработаны санитарно-эпидемиологические требования, которыми регламентируется расположение мебели в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10). Неправильно расставленное и развешенное учебное оборудование может стать причиной нарушения зрения у детей и развития сколиоза. Учащиеся должны хорошо видеть изображение на доске с любого места кабинета без необходимости напрягать глаза, фокусировать взгляд или приподниматься с места.
Согласно действующих на территории Российской Федерации с 2011 года нормативов, расстояние от первого ряда парт до доски в ученических кабинетах квадратной или прямоугольной формы должно равняться 240 сантиметрам. При трех- или четырехрядной расстановке мебели возможны отклонения на 60 см - до 3 м. При этом, самые удаленные столы должны находиться не далее, чем на отрезке 8,6 метров от навесного оборудования.
С целью соблюдения норм освещения и улучшения видимости рекомендуется установить светодиодную подсветку на раму доски.
Другие нюансы
Основные нормативы организации пространства учебного кабинета:
- Угол обозрения составляет не менее 35 градусов для учащихся второй-третьей ступени образования и 45 - для первой. Примечательно, что норма установлена для доски шириной в 3 метра;
- Нижняя поперечная планка учебной панели располагается на высоте не менее 70-90 см от пола;
- Парты находятся на расстоянии от 0,6 метров друг от друга;
- При наличии демонстрационного стола его следует установить в 100 сантиметрах от учебной доски;
- Экран для воспроизведения видео или учебных презентаций нужно смонтировать не ближе, чем в двух метрах от первой парты.
Ответственность за обеспечение комфортной и соответствующей возрасту мебелью, а также ее правильной расстановкой в школьном или дошкольном учреждении лежит на заведующем учебной частью. Перед приобретением мебели важно провести все необходимые замеры для повышения результативности обучения с исключением дискомфорта.
Комментарии